Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)

Почти каждый новый мультфильм от глобальных студий на первых порах часто объявляется «новым словом» (или хотя бы «глобальным переосмыслением»), поднимает восторженную волну восхищений. Как показывает практика, следом этак через полгодика все равно пойдет волна критических замечаний и разборов, но первоначально, если вышедший фильм действительно хорош, а появление глубины не ограничивается компьютерной графикой и вообще относится к истории, а не к изображению, обязательно будет волна очарования.
«Зоотопия» (или «Зверополис») как раз из действительно хороших фильмов. Как чисто визуально – ведь звери реально прекрасно выглядят в трехмерной графике, в отличие от человеческих персонажей, которых компьютерная анимация превращает в резиновые маски (когда бюджет большой) или пластмассовых кукол (когда поскромнее) – так и как целостное произведение. Все-таки очаровательные визуально животные и в недавно продолженной «Кун-фу Панде», но все же «Зоотопия», в отличие от «Панды» не является продуктом чисто развлекательным и умилительным (хотя и с развлечением и с умилением справляется не хуже).
История, которую мы видим в фильме, в общем-то, не нова и даже растиражирована. Наивная сельская девочка переезжает в большой город, чтобы осуществить свою мечту, но сталкивается с трудностями реальной жизни, в которой все не так просто, как в фантазиях об «огнях большого города» издалека. Поскольку речь о полноценной и вполне характерной героине, то, к ее чести, в Большом Городе она планирует не сниматься в кино, петь на поп-эстраде и не подцепить «прынца» – а мечтает работать в полиции на благо закона и порядка. Даже несмотря на то, как скептично все настроены по отношению к первому кролику, сумевшему закончить полицейскую академию, предназначенную для зверей куда крупнее и сильнее. Казалось бы, это должно роднить историю Джуди Хопс с все той же «Кун-фу Пандой», аналогично рассказывающей о том, как герой, казавшийся для чего-то совершенно неподходящим, преуспевает в этом «чем-то» силой своей мечты и уверенности в себе. Даже шанс одинаково счастливо подворачивается: на панду По, случайно свалившегося перед мудрецом, указывают, как на некого Избранного, а Джуди попадает под политическую программу «Равные права для всех», затеянную мэром в надежде на голоса со стороны такой многочисленной категории граждан, как кролики. Однако ассоциаций таких совсем не возникает. С этой «избранной» никто не станет нянчиться, вытягивать за уши и мотивировать, мотивации не просто мечтать, а идти к мечте ей и собственных хватает – напротив, работая на пределе сил, стараясь и преодолевая невзгоды, девушка в итоге обнаружит, что этого все равно недостаточно для того, чтобы ее кто-то воспринимал всерьез. А еще столкнется с неожиданно серьезной для детского фильма мыслью, что, всеми силами добиваясь справедливого отношения к себе и себе подобным притесненным стереотипами группам граждан, можно случайно стать причиной еще худшей ксенофобии к какой-то другой группе. Вот тут уж как не пошатнутся наивные представления о том, что все звери – братья.
Ксенофобия – вообще очень серьезная проблема в мире, где обитает одновременно такое количество совершенно разных, но при этом в равной степени разумных видов. Пусть ступень развития общества уже весьма прогрессивна и видизм – местный аналог расизма – перешел из прямой агрессии (разве что дети все еще в этом жестоки) в мышление стереотипами, чем дальше, тем большей проблемой он раскрывается. Можно политически продвигать всеобщую толерантность и позволить кролику работать в полиции, а овечке в городской мэрии, но так ли легко при этом не продолжать жить убеждением, будто кролики слабы и трусливы, поэтому годятся разве что на выписывание штрафов, а якобы глупая овечка способна только на обязанности «подай-принеси-пошла вон, не мешайся»? Разве что криминальный мир больше судит по заслугам и, если там крошечная бурозубка становится мощным авторитетом даже среди медведей, то никто не сомневается, что авторитет этот не с потолка свалился (впрочем, есть причина, по которой криминальный вес грызунов не вызывает удивления, но о ней позже).
Поскольку сюжет, хоть весьма качественно продуман и обыгран, да и смысл, заложенный в «Зоотопии» на, несомненно, актуальную тему, но все же взывает к вневременной морали и вечным ценностям (к реальным вечным ценностям, а не тем скрепам, где «деды твои и прадеды на морковных грядках корячились, бабки и прабабки с сотнями зайчат управлялись, нечего и тебе в какой-то там город рваться»), ставку новизны впечатлений создатели сделали все-таки на сам мир города зверей – города потрясающей красоты, экзотичности и ярких контрастов. Как правило, во всех обзорах отмечают «удивительную продуманность» мира, где бок о бок соседствуют такие разнообразные и нуждающиеся в разных условиях жизни звери. Однако же то там, то тут всплывает вопрос – а что, цивилизованные хищники питаются исключительно мороженым, пончиками и ягодными пирогами? Животноводство в таком мире вряд ли может существовать (да и создатели намекают на города так же разумных птиц и рептилий – значит, не только других зверей, но и вообще других животных есть аморально). Не удивишься тут няшным гепардам, больше похожим на хомяков! И откуда молоко на мороженое и выпечку, неужели разумные цивилизованные коровы сами себя селекционировали под такое вот производство? Одежда-то из шерсти в ходу, особенно у самих овечек, хотя коврик из той же шерсти приходится добывать через криминальные каналы, да надеяться, что не со скунса подсунут…
Вторая деталь – пренебрежение по отношению к мелким и слабым зверям достаточно толсто намекает на сексизм. Иногда излишне толсто – Джуди не только единственная представительница своего вида в полиции, но и единственная там девушка. Можно было тоньше, ведь – чем требованиям силовиков не отвечали бы, к примеру, львицы? Да и сам концепт «раньше в полицию брали только огромных и мощных» как-то странен: кто же патрулировал тот же квартал грызунов, где даже кролик чувствует себя годзиллой? Никто? Так неудивительно, что мафиозная семья Зверополиса происходит именно из кварталов грызунов – мыши могут организовывать кражи, пробираясь куда угодно, а подслеповатые носороги на страже закона их даже под собственным носом не приметят! Кроме того, неспроста через квартал грызунов стараются удрать от полиции и воришки типа ласок – быку или тигру их там почти невозможно преследовать, не разгромив квартал в процессе! А как экономически добились такого состояния дел, что порция мороженого в «слоновьем кафе», на которую ушло заметно поболее продуктов, стоит именно как одна порция – на радость мошенникам, догадавшимся сделать из одного фруктового льда для слона – целую партию десертов для хомяков. Приходит тут на ум, что слоны вовсе не из видового шовинизма посылают лиса в кафе соответствующего лису масштаба – просто иначе им приходится по явно сниженной цене продавать порцию зверю, который ее физически съесть не сможет.
Так же есть странные моменты и в детективной линии – да, детективная линия там есть, она вполне интересная и, для формата детского фильма, достаточно непредсказуемое. Но все-таки, откуда же водитель-пантера мог вообще знать о «ночных горлодерах»? Все, что он видел – это взбесившийся пассажир, от которого он сбежал, получив в глаз. Проводил за кадром какое-то свое расследование, так и не раскрытое в фильме, а окопался, узнав что-то пугающее? Неплохо было бы на это хотя бы намекнуть.
Ну и – еще одна непонятка к самой вселенной фильма. Хоть там и подчеркивается, что звери являются именно зверьми биологически, но все-таки взрослеет Джуди по человеческим годам. То есть, кролики живут, в среднем, около восьмидесяти лет? При этом у семейной пары кроликов средних лет двести семьдесят детишек. Кролики живут долго, как люди, размножаются при этом активно, как кролики, хищники этого мира разумны и цивилизованны, так что смертности от естественных врагов нет, худшее, что позволяют себе плотоядные – неполиткорректные замечания, а уровень жизни весьма неплох. Вопрос – КАК тогда кроликам удалось не заполонить еще весь материк, вытеснив все остальные виды?! Они еще и фермеры, экспортирующие овощи в города, но при таком количестве странно, что для своих-то еды достаточно вырастает!
Все это, конечно, не самые существенные детали для, повторюсь, очень доброй и разумной истории, которую рассказывает фильм, ничуть не становящийся оттого хуже (мы ведь не терзаемся вопросом, что собиралась есть «завязавшая» акула в «Поисках Немо») – но постоянное повторение того, какой в фильме «продуманный и до мельчайших деталей сбалансированный мир», заставляет на этих самых деталях сильнее сосредоточиться и соответствующими вопросами задаться. Слишком уж люди явно принимают очарование красивой и экзотической картинкой и интересное устройство за «безупречную продуманность». У «Зоотопии» есть интересный увлекающий сюжет, есть правильная мораль и по-настоящему добрый посыл (ведь говоря о проблемах зверей все так или иначе думают о проблемах вполне человеческих), есть красивый мир и очаровательные колоритные герои и весьма приличный уровень что юмора, что драматичности, что поучительности. При том, что поучительность ни разу не занудная, это на редкость порадовавший детский фильм, в котором вместо набившего оскомину «стоит только повесить в себя и поверить в мечту – как все непременно и сбудется», которым часто грешат развлекательные произведения, звучит несколько иное «поверь в себя – это будет твоим ПЕРВЫМ шагом в долгом, тяжелом и упорном пути за твоей Мечтой, которая сама за одну только веру в лапки не свалится, а только предоставит шанс».
А еще это диснеевский фильм, к котором не поют. Вот серьезно, песни Шакиры настолько закадровая звуковая дорожка, что их даже дублировать на русский не стали (за что безусловное спасибо), ни лис о своем тяжелом детстве, ни кролька о Мечте, ни мэр-лев о том «Что есть власть, сладкий яд» ни разу не споют! Шакира, то есть, Газель, вообще как-то мимо проходила. Пиарили ее так, что в списке персонажей газель стояла сразу за Джуди и Ником, но при этом в сюжете она вообще не задействована, да и в самом фильме - парочка смешных моментов о ее фанатах да концерт перед финальными титрами
