Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)

Уютное октябрьское "городское фэнтези", как оно принято, про мир, который очень похож на наш, но есть нюанс - существование таинственных существ "хтоней", которое никак не объясняется и не особо на самом деле скрывается, просто большинство людей за повседневными заботами не обращает на "соседей по миру" особенного внимания. Правда, упоминается, что только относительно недавно и только в больших городах хтони начали заявлять о себе открыто, в глубинке они либо вообще отдельно от человеческого социума, либо маскируются под людей. Кто-то их недолюбливает, но недолюбливает не в стиле "жечь нелюдей", а в стиле "молодешшь выпендривается, сидели бы лучше незаметно" - хотя по ходу событий в книге фигурирует секта более агрессивных хтонефобов, конфликт с ними весьма локален и для сюжета значим скорее психологическими последствиями для героев, чем самим противостоянием. Это сборник историй вообще не то, чтобы про какой-то глобальный сюжет или смысл.
Главные герои - сотрудники небольшого агентства "Хтонь в пальто" в котором любой желающий может заказать себе нелюдя по вызову. На хэллоуинской вечеринке нужную атмосферу "настоящим чудищем" создать там, друга или врага в шутку напугать, просто посидеть, попить чайку и поговорить о житейских беспокойствах этакой альтернативой "горячей линии" психологической поддержки, погулять в необычной компании, с ребенком посидеть или помочь ребенку избавиться от страха перед подкроватными монстрами, договориться через посредника с домовым или просто попросить кого-то сожрать. Но сожрать - это услуга особая, эксклюзивная, на которую не всякое чудище согласится, да и только при определенных обстоятельствах, о которых трудно говорить без совсем уж спойлеров. Самая первая новелла в книге как раз про вызов для хтоня-полукровки Вика, которого заказчик просит о пожирании "мимо кассы", потому как жить осточертело, а самоубиваться духа не хватает - вот и приходится бедному чудищу как-то выкручиваться, пытаться расшевелить клиента, напомнить, за что тот любил прежде жизнь и уговорить как-нибудь обратиться к психотерапевту. Вообще, с разными душевными метаниями к хтоням обращаются довольно часто, да те и сами не чужды ничему человеческому, так что сомнений, заморочек и подавленных обид, аккуратно комфортно извлекаемых под душевные разговоры в уютных кофейнях, хватает и у персонажей-людей и у нелюдей в равной степени. Как правила, простого и многим близкого бытового плана: в принятии себя, во взаимопонимании с родными и друзьями, выборе жизненного пути, умению порадоваться простым повседневным мелочам и разрешению себе не радоваться "по обязанности" номинальным праздникам, страх, что пожирание людей лишит тебя самого человеческой стороны... ну ладно, последнее не особо типично и буднично, а личная тема конкретного персонажа. Но именно из повседневности сплетается волшебство, нужно только правильно смотреть на город, на небо, осенние деревья и загадочные граффити.
Хотя сюжета как такового у истории нет, а персонажами, наверное, я бы лет пятнадцать-двадцать назад проперлась гораздо больше, чем теперь (вот странно, люди представлены самыми разными возрастными и социальными типами, а все хтони - исключительно хипстерская молодежь с легкими нотками готов, хотя их родители и даже бабушки-дедушки упоминаются, участия в истории нехи других пколений не принимают никак), но образ города и мозаика человеческих судеб удивительно хороши - уже ради них книга однозначно стоит прочтения.
А вот за психологизм ее явно перехваливают. Нет, психологии в истории достаточно, но анализируется она простенько и в духе феи Демотивации: если верблюд устал, просто пусть отдохнет, если бизнес не ладится, просто займись чем-нибудь еще, если пропал вкус к жизни - ну, поживи какое-то время без вкуса (С)