Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
Что ж, новинка "По Щучьему велению" успела появиться на Кинопоиске раньше, чем истекла моя подписка на яндексплюсе. Итак - сказка о страданиях народа от неразделенной любви к халяве.

Уж не знаю, кто те рецензенты, кто смотрел фильм "на одном дыхании", но мне пришлось его мучить по кусочкам, в течении нескольких дней без охоты возвращаясь к просмотру - хотя дропнуть окончательно рука все же и не поднялась, поскольку хорошие элементы и детали в этом фильме все же есть. Причем есть в достаточном количестве (у многострадальной "Яги, спасающей мир" мне и похвалить оказалось нечего, кроме чисто внешнего образа главной героини - да и тот перевесили жуткие мискасты всех остальных персонажей). Увы, в общую хорошую картину эти многие хорошие элементы так и не сложились и история вышла скучноватой.
Итак, из хорошего в "Щучьем велении": техническая и отчасти визуально-художественная составляющая. Хоть открывающая сцена с Водяным и режет глаза омерзительнейшим графонием, все кроме этой сцены выполнено добротно и качественно. Не везет водяным на графоний - в "Последнем богатыре", помню, это тоже было самым слабым звеном. Уж лучше бы обходились гримом. Кот Баюн с баяном и, собственно, Щука нарисованы очень добросовестно, да и в целом картинка у фильма симпатичная. Актеры и дизайн персонажей тоже на хорошем уровне.
Так же может порадовать, что у главного героя есть арка развития, характер Емели не статичен, хотя и довольно-таки типичен, что-то в духе Ивана из "Морозко", да и нравственный рост, через который ему предстоит пройти, довольно предсказуем. Увы, тут капелькой дегтя служит то, что сценаристы пошли по самому простому незамысловатому пути: вместо обычного парня с достоинствами и недостатками, который подвергается искушению магической вседозволенностью и впоследствии их преодолевает, сделали Емелю в начале истории совсем уж инфантильным паразитом. Да, Емеля из оригинальной сказки был и лентяем и халявщиком, НО одно дело лениться, когда живешь с двумя старшими братьями, которые, где надо, и подкупом и попиныванием мотивируют что-то делать - с братьями лень и эгоизм в здоровых дозах служат защитой от превращения в золушкА - а совсем другое раздолбайничать на шее у слепого отца, который все ждет, когда в дитятке совесть сама проснется. В итоге нравственные решения, к которым герой запоздало приходит якобы в результате взросления - на деле обычная общечеловеческая порядочность. Но это развитие хотя бы есть, так что за это фильму все же плюс - Емеля поинтереснее Руслана из "Больше, чем сказки" будет.
Понравилась редко встречающаяся трактовка Кощея как этакого мифологического Аида. Навь за рекой Смородиной в мифологии нередко представляется именно царством мертвых, но в фильмы и мультфильмы интерпретация Кощея в качестве посмертного судьи и повелителя на моей памяти ни разу не входила. Василиса здесь его родная дочь, с которой просто возникли разногласия (ну, как разногласия - типичный для характерной героини конфликт с отцом "а я не хочу, не хочу по расчету"), за что ведьмочка в воспитательных целях и была превращена в щуку с не очень понятными условиями расколдовывания. Василиса, в общем-то, тоже понравилась - яркая эффектная именно что ведьмочка, хотя сценарием и обреченная влюбиться в Емелю совершенно в духе лирической героини - пусть в ее исполнении это выглядит каким-то "в ответе за того, кого приручила". Да и царевна Анфиса, вместо Несмеяны вобравшая в себя черты бабки из "Золотой Рыбки" и царевны Ульянки из "Волшебного кольца" с легкой толикой диснеевского Джафара, как потом окажется, исполнена хорошо. Если царь-батюшка дает герою задания, потому что реально хочет заполучить диковинные вещички, Анфиса всеми силами старается избавиться от "жениха из народа", которого отец ей навязывает, словно не замечая, что царевна для Емели - не более чем ступенька к власти (хотя, как потом окажется, сам некогда женился на подобной выскочке и горько об этом пожалел). С последним заданием - отправиться в Навь за благословением от покойной царицы, вынужденной играть роль местного Тантала в Кощеевом царстве, Емеле и приоткрывается много интересного что об Анфисе, что о Василисе. Но отступиться гордость уже не позволяет.

Фильм уже два обзорщика на моей памяти обвинили в пропаганде квазипатриотизма, но как мне показалось, на все это "знай наших" скорее изображена карикатура. Глуповатый царь, преисполненный национальной гордостью, не пытается противопоставить техническим изобретениям, подаренным заграничным послом, какие-либо местные достижения: хоть мастеров в духе Бажова, хоть подковывающего блох Левшу, он хвастается волшебными диковинками, которые не нужно создавать, а только найти, перекупить или украсть у кого-то другого и "поместить в закрома родины". Могу заподозрить даже, что все эти волшебные баяны и самобранки - аллюзия на ресурсы, которые не надо производить, а можно только владеть и этим гордиться, но сомневаюсь, что в общем тоне фильма создатели стали бы делать такие тонкие намеки. А вот моральный посыл вышел смазанным. Емеля вроде как и исправляется, но вместо того, чтобы дать ему осознать и исправить то, что он понатворил, сценаристы вовремя подсунут других виноватых и от главгероя этим отведут стрелки. Хоть устами Василисы-щучки в фильме любовь к халяве рез за разом осуждается, наглядный пример вроде как работает, но ровно до того момента, как халява начнет отвечать главному герою взаимностью.


А в рубрике "раньше было лучше" сегодня вполне современный российский мульт, поскольку там был отличный пример нравственной эволюции главгероя.
Презаморозка: самая трудная битва - это борьба с собой


Что тут можно сказать - вот могли же. Вот умели же. Российская студия, подарившая нам как всю серию по мотивам Снежной королевы (увы, с третьего фильма уже сворачивающую не в ту степь) и дилогию "Волки и овцы" без преувеличения чемпион по качеству своих мультфильмов в техническом плане (хоть я все еще тоскую по "натуральной" рисовке и прекрасные картинки в начале титров только подтверждают, каким прекрасным мог бы быть этот фильм, если бы его еще и нарисовали.), но в случае "Снежной Королевы-2", который вообще-то не про Снежную Королеву, создатели достигли своего пика (увы, пока так и не достигнутого больше впоследствии) еще и в сюжете и смысле. Увы, теперешние работы студии больше гонятся за идеально отполированной картинкой, чем за развитием интересных героев, так что и десять лет спустя история тролля Орма, которому по жизни как-то очень не везет с зеркалами, так и осталась одним из лучших их произведений - а в некоторых элементах даже лучшим.
Сюжет развивается после победы над Снежной Королевой, когда Орму удалось вызволить из ледяного плена свой народ и с те пор он зажил долго и сча... ну, не особенно счастливо, скорее стабильно. Поскольку никто из троллей не знает своего освободителя в лицо, никаких почестей Орм не снискал, теперь работает на шахте, снимает дом у скуповатого дядюшки, ухаживает за престарелой бабулей и переживает из-за социальной несправедливости, желая от жизни чего-то большего. Поначалу кажется, будто зрителя ждет очередная история "простого парня, который добился" - только при повторном просмотре можно заметить, что большая часть понесенных героем обид - прямое следствие его собственной жадности или задетой самооценки. Орм действительно обычный нормальный парень, как и все (на что впоследствии укажет король троллей) не лишенный слабостей и недостатков, к тому же спусковым крючком к его колдовскому искушению служит вполне себе доброе желание - исполнить мечту своей любимой бабули. Ради этого Орм ввязывается в авантюры, которые сперва кажутся безобидными, но маленькая ложь тянет за собой большую, а обстоятельства закручиваются таким образом, что герой оказывается повязан собственными амбициями по рукам и ногам. Отмахиваясь от понимания, что сам стал причиной многих бед, герой пытается найти себе оправдание снова и снова - и как удобно подворачивается возможность обвинить других. Захлопнувшуюся ловушку колдовского искушения можно разрушить лишь одним путем, первым шагом на котором станет признание своей вины и недостатков без всякого перевода стрелок на обстоятельства.
Это одна из тех историй, где главный герой сам же является одновременно и главным злодеем. Не антагонистом (соперник-то в итоге окажется как раз хорошим парнем, хоть и тоже со своими слабостями, но в трудную минуту готовым протянуть руку помощи), а именно источником тех бед, что бесстрастная стихия зимнего волшебства всего лишь воплотит гораздо быстрее, чем ложь и эгоизм навредили бы через поступки без помощи магии. Но беда не в колдовском искушении - этот момент еще не раз будет поднят в серии продолжений - сама по себе магия не зло, она всего лишь гипербола, кривым зеркалом отражающая дурные черты того, кто к ней прибегает. И - это важно не забывать - не только дурные, так что в ловушке собственных желаний так или иначе окажется ключ к спасению, который тоже есть в каждом.
Тролль Орм не самый популярный персонаж, однако, пожалуй, лучший из примеров нравственного роста протагониста в своей жанровой нише. Сценаристы не пошли по самому простому пути, сделав героя в начале эгоистичным бездельником, висящем на шее слепого отца вместо попинывающих старших братьев, так чтобы его "нравственным ростом" зрителю показать его всего лишь запоздалый приход к обычной естественной порядочности, а создали по-настоящему живой многогранный характер. Мне он понравился даже больше гончара из "Огонька и Огниво", который тоже хороший пример подобного сценария.
Очень жаль, что повторить это достижение студии так и не удалось. Если Орм проходит сложную арку в противостоянии себе под колдовским искушением, то уже в четвертом фильме той же серии приятель Герды, столкнувшийся в третьем фильме с тем же, "просто ничего не помнит" и скидывает с себя ответственность.