Уж не знаю, кто те рецензенты, кто смотрел фильм "на одном дыхании", но мне пришлось его мучить по кусочкам, в течении нескольких дней без охоты возвращаясь к просмотру - хотя дропнуть окончательно рука все же и не поднялась, поскольку хорошие элементы и детали в этом фильме все же есть. Причем есть в достаточном количестве (у многострадальной "Яги, спасающей мир" мне и похвалить оказалось нечего, кроме чисто внешнего образа главной героини - да и тот перевесили жуткие мискасты всех остальных персонажей). Увы, в общую хорошую картину эти многие хорошие элементы так и не сложились и история вышла скучноватой.
Итак, из хорошего в "Щучьем велении": техническая и отчасти визуально-художественная составляющая. Хоть открывающая сцена с Водяным и режет глаза омерзительнейшим графонием, все кроме этой сцены выполнено добротно и качественно. Не везет водяным на графоний - в "Последнем богатыре", помню, это тоже было самым слабым звеном. Уж лучше бы обходились гримом. Кот Баюн с баяном и, собственно, Щука нарисованы очень добросовестно, да и в целом картинка у фильма симпатичная. Актеры и дизайн персонажей тоже на хорошем уровне.
Так же может порадовать, что у главного героя есть арка развития, характер Емели не статичен, хотя и довольно-таки типичен, что-то в духе Ивана из "Морозко", да и нравственный рост, через который ему предстоит пройти, довольно предсказуем. Увы, тут капелькой дегтя служит то, что сценаристы пошли по самому простому незамысловатому пути: вместо обычного парня с достоинствами и недостатками, который подвергается искушению магической вседозволенностью и впоследствии их преодолевает, сделали Емелю в начале истории совсем уж инфантильным паразитом. Да, Емеля из оригинальной сказки был и лентяем и халявщиком, НО одно дело лениться, когда живешь с двумя старшими братьями, которые, где надо, и подкупом и попиныванием мотивируют что-то делать - с братьями лень и эгоизм в здоровых дозах служат защитой от превращения в золушкА - а совсем другое раздолбайничать на шее у слепого отца, который все ждет, когда в дитятке совесть сама проснется. В итоге нравственные решения, к которым герой запоздало приходит якобы в результате взросления - на деле обычная общечеловеческая порядочность. Но это развитие хотя бы есть, так что за это фильму все же плюс - Емеля поинтереснее Руслана из "Больше, чем сказки" будет.
Понравилась редко встречающаяся трактовка Кощея как этакого мифологического Аида. Навь за рекой Смородиной в мифологии нередко представляется именно царством мертвых, но в фильмы и мультфильмы интерпретация Кощея в качестве посмертного судьи и повелителя на моей памяти ни разу не входила. Василиса здесь его родная дочь, с которой просто возникли разногласия (ну, как разногласия - типичный для характерной героини конфликт с отцом "а я не хочу, не хочу по расчету"), за что ведьмочка в воспитательных целях и была превращена в щуку с не очень понятными условиями расколдовывания. Василиса, в общем-то, тоже понравилась - яркая эффектная именно что ведьмочка, хотя сценарием и обреченная влюбиться в Емелю совершенно в духе лирической героини - пусть в ее исполнении это выглядит каким-то "в ответе за того, кого приручила". Да и царевна Анфиса, вместо Несмеяны вобравшая в себя черты бабки из "Золотой Рыбки" и царевны Ульянки из "Волшебного кольца"
Фильм уже два обзорщика на моей памяти обвинили в пропаганде квазипатриотизма, но как мне показалось, на все это "знай наших" скорее изображена карикатура. Глуповатый царь, преисполненный национальной гордостью, не пытается противопоставить техническим изобретениям, подаренным заграничным послом, какие-либо местные достижения: хоть мастеров в духе Бажова, хоть подковывающего блох Левшу, он хвастается волшебными диковинками, которые не нужно создавать, а только найти, перекупить или украсть у кого-то другого и "поместить в закрома родины". Могу заподозрить даже, что все эти волшебные баяны и самобранки - аллюзия на ресурсы, которые не надо производить, а можно только владеть и этим гордиться, но сомневаюсь, что в общем тоне фильма создатели стали бы делать такие тонкие намеки. А вот моральный посыл вышел смазанным. Емеля вроде как и исправляется, но вместо того, чтобы дать ему осознать и исправить то, что он понатворил, сценаристы вовремя подсунут других виноватых и от главгероя этим отведут стрелки. Хоть устами Василисы-щучки в фильме любовь к халяве рез за разом осуждается, наглядный пример вроде как работает, но ровно до того момента, как халява начнет отвечать главному герою взаимностью.
А в рубрике "раньше было лучше" сегодня вполне современный российский мульт, поскольку там был отличный пример нравственной эволюции главгероя.
Презаморозка: самая трудная битва - это борьба с собой
Что тут можно сказать - вот могли же. Вот умели же. Российская студия, подарившая нам как всю серию по мотивам Снежной королевы (увы, с третьего фильма уже сворачивающую не в ту степь) и дилогию "Волки и овцы" без преувеличения чемпион по качеству своих мультфильмов в техническом плане (хоть я все еще тоскую по "натуральной" рисовке и прекрасные картинки в начале титров только подтверждают, каким прекрасным мог бы быть этот фильм, если бы его еще и нарисовали.), но в случае "Снежной Королевы-2", который вообще-то не про Снежную Королеву, создатели достигли своего пика (увы, пока так и не достигнутого больше впоследствии) еще и в сюжете и смысле. Увы, теперешние работы студии больше гонятся за идеально отполированной картинкой, чем за развитием интересных героев, так что и десять лет спустя история тролля Орма, которому по жизни как-то очень не везет с зеркалами, так и осталась одним из лучших их произведений - а в некоторых элементах даже лучшим.
Сюжет развивается после победы над Снежной Королевой, когда Орму удалось вызволить из ледяного плена свой народ и с те пор он зажил долго и сча... ну, не особенно счастливо, скорее стабильно. Поскольку никто из троллей не знает своего освободителя в лицо, никаких почестей Орм не снискал, теперь работает на шахте, снимает дом у скуповатого дядюшки, ухаживает за престарелой бабулей и переживает из-за социальной несправедливости, желая от жизни чего-то большего. Поначалу кажется, будто зрителя ждет очередная история "простого парня, который добился" - только при повторном просмотре можно заметить, что большая часть понесенных героем обид - прямое следствие его собственной жадности или задетой самооценки. Орм действительно обычный нормальный парень, как и все (на что впоследствии укажет король троллей) не лишенный слабостей и недостатков, к тому же спусковым крючком к его колдовскому искушению служит вполне себе доброе желание - исполнить мечту своей любимой бабули. Ради этого Орм ввязывается в авантюры, которые сперва кажутся безобидными, но маленькая ложь тянет за собой большую, а обстоятельства закручиваются таким образом, что герой оказывается повязан собственными амбициями по рукам и ногам. Отмахиваясь от понимания, что сам стал причиной многих бед, герой пытается найти себе оправдание снова и снова - и как удобно подворачивается возможность обвинить других. Захлопнувшуюся ловушку колдовского искушения можно разрушить лишь одним путем, первым шагом на котором станет признание своей вины и недостатков без всякого перевода стрелок на обстоятельства.
Это одна из тех историй, где главный герой сам же является одновременно и главным злодеем. Не антагонистом (соперник-то в итоге окажется как раз хорошим парнем, хоть и тоже со своими слабостями, но в трудную минуту готовым протянуть руку помощи), а именно источником тех бед, что бесстрастная стихия зимнего волшебства всего лишь воплотит гораздо быстрее, чем ложь и эгоизм навредили бы через поступки без помощи магии. Но беда не в колдовском искушении - этот момент еще не раз будет поднят в серии продолжений - сама по себе магия не зло, она всего лишь гипербола, кривым зеркалом отражающая дурные черты того, кто к ней прибегает. И - это важно не забывать - не только дурные, так что в ловушке собственных желаний так или иначе окажется ключ к спасению, который тоже есть в каждом.
Тролль Орм не самый популярный персонаж, однако, пожалуй, лучший из примеров нравственного роста протагониста в своей жанровой нише. Сценаристы не пошли по самому простому пути, сделав героя в начале эгоистичным бездельником, висящем на шее слепого отца вместо попинывающих старших братьев, так чтобы его "нравственным ростом" зрителю показать его всего лишь запоздалый приход к обычной естественной порядочности, а создали по-настоящему живой многогранный характер. Мне он понравился даже больше гончара из "Огонька и Огниво", который тоже хороший пример подобного сценария.
Очень жаль, что повторить это достижение студии так и не удалось. Если Орм проходит сложную арку в противостоянии себе под колдовским искушением, то уже в четвертом фильме той же серии приятель Герды, столкнувшийся в третьем фильме с тем же, "просто ничего не помнит" и скидывает с себя ответственность.