Однажды давным-давно жила-была история об Ундине, водном духе, покинувшем родное озеро, чтобы через любовь с человеческим аристократом обрести себе бессмертную душу. Развязка была печальной - хоть Ундине и удалось разрушить отношения будущего мужа с настоящей его человеческой возлюбленной (а заодно - всю жизнь этой возлюбленной в аристократических кругах), но некоторое время спустя его пришлось убить за закономерную измену и вернуться на зов сестер в родную стихию.
Потом времена изменились. И родилась на свет сказка о Русалочке, которая так же мечтает обрести человеческую душу и выходит из родного моря, желая быть рядом с человеческим своим возлюбленным - но, обнаружив, что настоящая любовь связывает принца не с ней, решительно отвергает метод Ундины убить его и вернуться, даже если ради этого ей придется пожертвовать уже собственной жизнью. Заканчивается история уже менее печально - шансом обрести собственную душу через собственные благодеяния, а не чужую любовь.
А времена опять изменились. И пришло время для другой уже истории о русалочке - скучающем подростке Ариель, который о бессмертной душе не задумывался, зато задумывался о собственной судьбе и поиске собственного, не навязанного семьей и ограничивающей стихией, места в жизни. Любовь к спасенному принцу там тоже была, но не как поиск души в браке с человеком, а как один из указателей собственного жизненного пути. История об опрометчивых поступках, которые даже близкие люди способны сгоряча совершить, о подростковом максимализме... и голливудском хэппи-энде, решительно отличающем эту историю от своих "предков".
И вот, в очередной раз очередное переосмысление получило свое собственное переосмысление.
И вот, в очередной раз очередное переосмысление получило свое собственное переосмысление.
Главная героиня книги "Уничтожить королевство" Лира - не русалка, а сирена. Это важно, поскольку русалки (мермиды) в этом мире тоже есть, но они похожи скорее на лавкравтовских глубоководных, весьма ограниченно разумны, находятся в рабском подчинении у сирен и не против закусить человечинкой. Сами сирены ничуть не менее монструозны, хотя при этом красивы и людей не едят - просто убивают по давней традиции, каждый год в день своего рождения поднимаясь на поверхность и, зачаровав мореплавателей волшебной песней, забирают сердце одного человека. Лира - дочь морской королевы-ведьмы - считается особенно умелой и беспощадной охотницей, заполучающей сердца не просто моряков или рыболовов, а исключительно принцев. Она дебютирует вовсе не как юная мечтательница, а как самодовольная жестокая убийца, отмеряющая собранными сердцами года до момента, когда заберет трон своей матери. Однако вызвав однажды недовольство королевы-ведьмы, оказывается выброшена на поверхность, заключенная в человеческое обличье и лишенная своего волшебного голоса (разговаривать она может, но волшебное пение сирены больше недоступно) - условием для прощения должно стать сердце особенного принца, которое Лира теперь обязана получить без помощи магии.
Принц Элиан из золотого королевства - тоже убийца. Правда, нашедший этому занятию благородное применение, он - убийца монстров, прежде всего, конечно, защищающий людей от сирен, как самых опасных из этих монстров, и без устали ищущий способ убить саму морскую королеву. С этой целью древние легенды приводят его к поискам второго Ока Кето, одного из талисманов, оставшихся от древней морской богини: с помощью одного Ока королева-ведьма держит во власти моря и морских обитателей, а второе, сокрытое где-то на суше, должно наделить владельца силой, способной королеве противостоять. Однажды в путешествии за ключами к древней легенде Элиан и его корабельная команда случайно находят посреди моря непонятно откуда взявшуюся девушку, которая кажется обычным человеком.
История "Уничтожить королевство" словно бы долго не может решить, быть ей перевертышем или нет, но в конечном счете это все еще подростковая романтика со множеством отсылок к диснеевской "Русалочке", далеко не ограниченными красными волосами Лиры или ракушкой-маячком "поющей ее голосом". Просто это не адаптированная для маленьких детей подростковая романтика как она есть - и юношеский максимализм тут без прикрас в своей жестокости, и последствия не смягчаются. Даже счастливая развязка в такой истории не могла бы быть безболезненной - а о развязке до самого конца трудно что-то предположить, нельзя даже с уверенностью сказать, какой из путей вышеперечисленных сказок-предшественниц может выбрать для себя Лира, постепенно даже не открывающая в себе человечность - вспоминающая ту изначальную способность к любви и милосердию, понимание самопожертвования, которое годами успешно в себе душила. спойлер - короче, все умрут В итоге кульминация и развязка книги вполне "диснеевская" - битва с грандиозным монстром, в которой люди и сирены объединяются, делая первый шаг к будущему перемирию народов. спойлер СОВСЕМ спойлерВот только грандиозный монстр тут не просто сторонняя ведьма и даже не просто противница в борьбе подводных престолов, а родная, пусть нелюбимая и нелюбящая, мать Лиры - а ее убийство единственный способ не только сохранить собственную жизнь, но и защитить тех, кто по-настоящему близок.