Что-то я все о разочарованиях да о разочарованиях. А о понравившемся фильме так и не написала.
Фильм стал второй попыткой Диснея сыграть на поле "русских березок" (кто не в курсе, "Анастасия" и ее приквел-спиноф "Барток великолепный" - НЕ диснеевские проекты), причем попыткой, в отличии от сыроватой "Книги Мастеров" весьма успешной: с хорошей не плоской историей и отличным актерским кастом, добавившим харизматичности и без того интересным персонажам. Самую чуточку недосолили лягушку Василису, но против нее просто сыграла галочность "обязательной" любовной линии.
Итак, имеется славянское фэнтезийное псевдосредневековье в виде сказочной страны Белогорья, дела в котором обстоят неважно. Добро там победило. Звучит утверждение крайне странно, но хуже стало житься не только заточенным злодеям и нечисти, вынужденной залечь на дно, не требуя больше жертвенных девиц - богатыри, как стало нечем воевать, без работы остались. Вот только куда деться такому количеству обученных воинов, да еще и, можно сказать, со сверхспособностями, чтобы и рынок труда не перенасытить, и пенсии молодым здоровякам из казны не выплачивать, и возможного восстания недовольных избежать? Княгиня-колдунья Варвара решила вопрос радикально: Добрыню Никитича она приворожила и в мужья взяла, а остальных богатырей решила "заморозить до востребования" - в камень обратить да на дно морское покидать. Заодно и супругу никаких соперников.
Тем временем живет в совсем не сказочном мире молодец, совсем даже не герой. И даже не то, чтобы особенно добрый: крупный мошенник, выдающий себя за белого мага, снимающийся в местной "Баталии экстрасенсов" и разводящий на кругленькие суммы скучающих жен олигархов, снимая им надуманные порчи да оберегая надуманными приворотами от олигарших измен. Благодаря чему живет неплохо, вот только одиноко - парень сирота, своими усилиями из детдома поднявшийся, и единственный относительно близкий ему человек, с которым лично поговорить можно - ехидная домработница. Но и у той своя жизнь, внука забрать из садика важнее, чем хозяину компанию создавать. Да и мошенничество - дорожка во всех смыслах скользкая, однажды настигает заслуженная расплата в виде мужа облапошенной богачки и его молодчиков. Спасаясь от них, главгерой случайно ныряет в волшебный портал и попадает в сказочный мир, где его все принимают за сына легендарного Ильи Муромца, погибшего как раз незадолго до того, как Добрыня и его супруга начали политику богатырского сокращения. Сам парень уверен, что произошло недоразумение, что портал предназначался вовсе не ему, так что просто ищет способы вернуться домой, подыгрывая окружающим с помощью привычных мошеннических талантов, но постепенно приключения и сближение со сказочными героями меняют его, заставляют взрослеть, становиться ответственнее, думать уже не только о себе и, раз уж угодил в сказочный сюжет, то хотя бы учиться быть достойным героем.
Впрочем, компания по спасению Белогорья подобралась вообще странная. Абсолютно все персонажи весьма непросты и способны на очень неожиданное раскрытие. Относительно положительной можно считать разве что Василису, которая здесь не царевна, а просто из ревности к Добрыне Варварой превращенная в лягушку селянка (и, честно говоря, Васька в компании самая скучная) - теперь, благодаря Яге получившая способности оборотня, девушка помогает подпольной нечисти в борьбе против Варвариной светлой тирании. Во главе повстанческой организации стоит сама Яга, мечтающая вернуть золотое времечко, когда все в было в природном своем равновесии, освобожденный из заточения Кощей - совершенно шикарный антигерой себе на уме, который с главгероями как бы сотрудничает, но в действительности преследует собственные цели, и которому почти параллельно с Иваном придется пережить серьезную нравственную эволюцию. А еще привлеченный специалист - Водяной, который, вообще-то, воевать с режимом не собирался, но его завербовали, прельстив прекрасной немой девицей (нет, не уборщицей с секретного американского объекта, просто Яга сменила обличье, а старушечий голос пришлось скрывать).
В этом плане действуют совсем не сказочные постулаты (некоторые фильм за это критиковали). Добро и зло - настоящие, честные добро и зло - в поступках людей - или нелюдей - а не в неизменной масти, будто у шахмат. Циник и эгоист вполне способен открыть в своей жизни ценности и дорогих людей, рази которых станет способен на альтруизм и самопожертвование, а хороший изначально человек может испортиться, потворствуя пороку как раз из уверенности, что раз он "добро", то все, что он делает - хорошо по умолчанию, можно казнить и приговаривать, выдумывая себе оправдания. И это, именно это, действительно правильный урок и пример - для детей в том числе.
А возмущающимся, что некоторые сказочные злодеи оказались протагонистами, в то время, как некоторые богатыри обратились друг против друга, советую судить по русским сказкам не по бравой богатыриаде студии "Мельница", а почитать, во-первых, сами сказки (где Яга и Водяной могут играть роли вариативно и положительные и отрицательные) во-вторых, "Добрыню Никитича и Алешу Поповича", где богатыри не просто антагонистичны друг другу из-за конфликта интересов, а роль Алеши откровенно злодейская. Как-то так неловко получилось, что самые возмущенные нарушением "традиций русских сказок" при этом меньше всех знают что о сказках, что о традициях.
А фильм отличный. Скажу даже, лучший игровой фильм Диснея если не вообще, что за несколько последних десятилетий точно (даже без учета контраста отличного "Богатыря" и отвратительного "Излома времени", вышедшего уже в этом году). Это при том, что Дисней по большей части финансировал, а работали над фильмом российские кинематографисты, которых так модно ругать.