17:17 

Новая старая сказка

Владлена
Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
Однажды давным-давно жила-была история об Ундине, водном духе, покинувшем родное озеро, чтобы через любовь с человеческим аристократом обрести себе бессмертную душу. Развязка была печальной - хоть Ундине и удалось разрушить отношения будущего мужа с настоящей его человеческой возлюбленной (а заодно - всю жизнь этой возлюбленной в аристократических кругах), но некоторое время спустя его пришлось убить за закономерную измену и вернуться на зов сестер в родную стихию.
Потом времена изменились. И родилась на свет сказка о Русалочке, которая так же мечтает обрести человеческую душу и выходит из родного моря, желая быть рядом с человеческим своим возлюбленным - но, обнаружив, что настоящая любовь связывает принца не с ней, решительно отвергает метод Ундины убить его и вернуться, даже если ради этого ей придется пожертвовать уже собственной жизнью. Заканчивается история уже менее печально - шансом обрести собственную душу через собственные благодеяния, а не чужую любовь.
А времена опять изменились. И пришло время для другой уже истории о русалочке - скучающем подростке Ариель, который о бессмертной душе не задумывался, зато задумывался о собственной судьбе и поиске собственного, не навязанного семьей и ограничивающей стихией, места в жизни. Любовь к спасенному принцу там тоже была, но не как поиск души в браке с человеком, а как один из указателей собственного жизненного пути. История об опрометчивых поступках, которые даже близкие люди способны сгоряча совершить, о подростковом максимализме... и голливудском хэппи-энде, решительно отличающем эту историю от своих "предков".

И вот, в очередной раз очередное переосмысление получило свое собственное переосмысление.

Главная героиня книги "Уничтожить королевство" Лира - не русалка, а сирена. Это важно, поскольку русалки (мермиды) в этом мире тоже есть, но они похожи скорее на лавкравтовских глубоководных, весьма ограниченно разумны, находятся в рабском подчинении у сирен и не против закусить человечинкой. Сами сирены ничуть не менее монструозны, хотя при этом красивы и людей не едят - просто убивают по давней традиции, каждый год в день своего рождения поднимаясь на поверхность и, зачаровав мореплавателей волшебной песней, забирают сердце одного человека. Лира - дочь морской королевы-ведьмы - считается особенно умелой и беспощадной охотницей, заполучающей сердца не просто моряков или рыболовов, а исключительно принцев. Она дебютирует вовсе не как юная мечтательница, а как самодовольная жестокая убийца, отмеряющая собранными сердцами года до момента, когда заберет трон своей матери. Однако вызвав однажды недовольство королевы-ведьмы, оказывается выброшена на поверхность, заключенная в человеческое обличье и лишенная своего волшебного голоса (разговаривать она может, но волшебное пение сирены больше недоступно) - условием для прощения должно стать сердце особенного принца, которое Лира теперь обязана получить без помощи магии.
Принц Элиан из золотого королевства - тоже убийца. Правда, нашедший этому занятию благородное применение, он - убийца монстров, прежде всего, конечно, защищающий людей от сирен, как самых опасных из этих монстров, и без устали ищущий способ убить саму морскую королеву. С этой целью древние легенды приводят его к поискам второго Ока Кето, одного из талисманов, оставшихся от древней морской богини: с помощью одного Ока королева-ведьма держит во власти моря и морских обитателей, а второе, сокрытое где-то на суше, должно наделить владельца силой, способной королеве противостоять. Однажды в путешествии за ключами к древней легенде Элиан и его корабельная команда случайно находят посреди моря непонятно откуда взявшуюся девушку, которая кажется обычным человеком.
История "Уничтожить королевство" словно бы долго не может решить, быть ей перевертышем или нет, но в конечном счете это все еще подростковая романтика со множеством отсылок к диснеевской "Русалочке", далеко не ограниченными красными волосами Лиры или ракушкой-маячком "поющей ее голосом". Просто это не адаптированная для маленьких детей подростковая романтика как она есть - и юношеский максимализм тут без прикрас в своей жестокости, и последствия не смягчаются. Даже счастливая развязка в такой истории не могла бы быть безболезненной - а о развязке до самого конца трудно что-то предположить, нельзя даже с уверенностью сказать, какой из путей вышеперечисленных сказок-предшественниц может выбрать для себя Лира, постепенно даже не открывающая в себе человечность - вспоминающая ту изначальную способность к любви и милосердию, понимание самопожертвования, которое годами успешно в себе душила. В итоге кульминация и развязка книги вполне "диснеевская" - битва с грандиозным монстром, в которой люди и сирены объединяются, делая первый шаг к будущему перемирию народов. Вот только грандиозный монстр тут не просто сторонняя ведьма и даже не просто противница в борьбе подводных престолов, а родная, пусть нелюбимая и нелюбящая, мать Лиры - а ее убийство единственный способ не только сохранить собственную жизнь, но и защитить тех, кто по-настоящему близок.

URL
Комментарии
2019-08-17 в 19:45 

EnnisiKeiel
Злобный монстр, черное наследие темных веков, ночной кошмар, дневной ужас, вечерний страх и утренняя жуть!
Мне отдельно в этой книге понравилась дополнительная отсылка к "Русалочке" - русалки, которые верят, что, украв сердце человека (у сирены и в прямом смысле) - получат силу и красоту.

2019-08-17 в 20:51 

Владлена
Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
EnnisiKeiel, думаете, это отсылка к аллегорическому обретению души через любовь/брак, которое было в "Ундине" и у Андерсена?
В принципе, сами сирены как будто даже получают от сердец какую-то магическую выгоду. Даже если это и просто символ войны-мести, то с чего бы кускам мышечной ткани под водой ГОДАМИ храниться, не сгнивая (хоть и упоминается, что море Дьяболос очень холодное, но в жидкой воде плоть все равно бы разлагалась). Может, пожирание сердец тоже в таком мире имеет какой-то магический смысл.

URL
2019-08-17 в 23:07 

Терциус
Вот видите, не сделали - и переделывать не пришлось.
...монстр тут не просто сторонняя ведьма... а родная, пусть нелюбимая и нелюбящая, мать Лиры - а ее убийство единственный способ не только сохранить собственную жизнь, но и защитить тех, кто по-настоящему близок.
Вспоминаю всё тех же Диснеевских Наследников, первую часть. До второй руки не дошли, но может оно и к лучшему, судя по отсутствию обсуждений и новостей, там всё окончательно скатилось в уныние. А о первой за древностию лет помню только, что диалоги в ней были слишком хороши для такого проходняка.

А Диснеевская Русалочка явно уступает Андерсеновской. Правда хотя бы один удачный момент там всё-таки есть - если бы не визуализация полипов возле дома ведьмы, до меня бы так и не дошло, что это на самом деле души, которыми она уже завладела.

2019-08-17 в 23:30 

Владлена
Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
Терциус, так Андерсеновская ведьма никаких душ и не собирала, да и вообще была не антагонистом.

URL
2019-08-18 в 12:33 

EnnisiKeiel
Злобный монстр, черное наследие темных веков, ночной кошмар, дневной ужас, вечерний страх и утренняя жуть!
Владлена, думаю, это точно такое же неверно понятное сообщение, как и формулировка "человек, получивший сердце одной сирены, станет неподвластен чарам остальных". А Элиан, помнится, ещё и гадал, как такое технически возможно, если тело сирены почти мгновенно растекается морской водой!

2019-08-18 в 16:45 

Владлена
Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
EnnisiKeiel, я вообще удивилась, что Лире известен метафоро-поэтичный смысл выражения "отдать сердце", учитывая, насколько у них мышление "непоэтичное". Даже самопожертвование ее тети - несомненная демонстрация любви, существующей и среди сирен изначально - все равно была жертвой буквальной, а не аллегорической. Лучше бы автор добавила, что Лира узнала это от кого-то на корабле, когда совершенствовала знания языка людей.

URL
2019-08-21 в 16:24 

Терциус
Вот видите, не сделали - и переделывать не пришлось.
Владлена,
да, правда, душ не собирала. Я считал, что это были души, ориентируясь на этот отрывок:
— Если полипы схватят тебя, когда ты поплывёшь назад, — сказала ведьма, — брызни на них каплю этого питья, и их руки и пальцы разлетятся на тысячи кусков!
Но русалочке не пришлось этого делать — полипы с ужасом отворачивались при одном виде напитка, сверкавшего в её руках, как яркая звезда.

Мне казалось, что они боятся напитка, так как они её предыдущие жертвы и знают, что он опасен. Как-то не приходило в голову, что они боятся его, потому что ведьма могла им брызгать в них, когда они ей досаждали в быту.

А я не думаю, что она не антагонист. Вы наверно так считаете, потому что видимо достичь цели ведьма русалке не мешала. Но по-моему это очень формально и поверхностно. Всё немного тоньше. Она знала тайну природы, что вечное существование русалки зависит от чужой воли, что русалка может обрести душу только если её полюбит человек. И она торговала этой информацией и операцией, как мне кажется, намеренно скрывая то, что после смерти русалки всё равно без каких-либо потерь в земной жизни имеют возможность после смерти стяжать душу.
— Глупости ты затеваешь, ну да я всё-таки помогу тебе — тебе же на беду, моя красавица!
На лицо явное мошенничество. Плюс, вряд ли, если бы русалка всё-таки решилась убить принца, ей бы после смерти позволили стать дочерью воздуха и попасть в рай, это же такое злодеяние. Поэтому можно сказать, что ведьма ей помешала достичь цели "законно" и обманула, а это признак силы антагонизма.

2019-08-21 в 17:07 

Владлена
Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
Терциус, ведьма вполне себе могла ничего не знать о том, что русалки могут вообще становиться сильфидами. А в чем мошенничество? Она не предлагает свою помощь с какими-то скрытыми целями и никак не противостоит. Просто сторонне равнодушно считает ситуацию глупой. В отличие от Урсулы, никаких личных ее мотивов в этом нет - только честное предупреждение, что последствия хлебать придется самой Русалочке. Пари, собственно, между ними никакого не было - при неудаче Русалочка умирает не из-за ведьмы, а потому что, получив человеческое сердце, не выносит боли, когда оно разбивается. Ровно как и с сестрами - предлагается возможность вернуть главгероиню к жизни "нормальной" морской девы, когда после смерти в любом случае ждет одно и то же растворение в родной стихии.
Я недавно пыталась поразмышлять о том, как арка с "шансом за отрезанные волосы" могла бы смотреться в диснейверсе - как раз в мультзлодейском СОО

URL
     

Кафе "Вечорка": мемуары сплетников

главная